Фестиваль им. Т. Н. Хренникова

Untitled0-2.jpg

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ Т.Н. ХРЕННИКОВА. 10-15 июня 2008 г.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ Т.Н. ХРЕННИКОВА ПРОХОДИТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
Untitled0-1.jpg ГАЗПРОМБАНК

ПРИВЕТСТВИЕ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.А. АВДЕЕВА УЧАСТНИКАМ, ОРГАНИЗАТОРАМ И ГОСТЯМ МЕЖДУНАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ Т.Н. ХРЕННИКОВА

Рад приветствовать участников, организаторов и гостей проходящего на Липецкой земле международного музыкального фестиваля имени Тихона Николаевича Хренникова.

10 июня текущего года исполняется 95 лет со дня его рождения. Уроженец Ельца, Т.Н. Хренников был патриотом своей малой родины, много сделал для прославления земли предков.

Т.Н. Хренников — композитор, которому подвластны многие музыкальные жанры: песня, балет, опера, симфония. Его произведения широко популярны и любимы во всех уголках нашей страны.

Читать далее...

Международный музыкальный фестиваль имени Т.Н. Хренникова - важное общественно-политическое и культурное мероприятие, резонирующее далеко за пределы Липецкой области.

Культура в сегодняшнем мире является весьма значимым понятием, охватывающим все стороны нашей жизни и наших взаимоотношений. Для России культура и искусство - действительно часть национальной судьбы и в прошлом, и в настоящем, и, уверен, в будущем.

Желаю участникам фестиваля плодотворной работы и всего наилучшего.

Министр культуры, Российской Федерации Untitled0-4.jpg А.А. Авдеев

ПРИВЕТСТВИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О.П. КОРОЛЕВА

Уважаемые участники, гости и организаторы фестиваля!

Вот уже почти год как нет с нами Тихона Николаевича... И очень естественно и органично возникла идея фестиваля, приуроченного к 95-летию со дня его рождения, здесь, на его родине — в городе воинской славы Ельце. Что может быть лучшей памятью о нем - провести такой творческий музыкальный форум, сделав его традиционным.

Для самого Хренникова патриотизм не был отвлеченным понятием, а навсегда сросся с родным Ельцом. В одном из своих интервью Тихон Николаевич говорил: «Для меня самое святое место на земле - мой родной и любимый город Елец. ...В нем произошло мое первое знакомство с музыкой, здесь пережил я радость и волнение первых концертных выступлений со своими детскими сочинениями.

Читать далее...

В этом строгом и трудовом городе впервые рождалось и зрело во мне желание отдать накопившиеся силы моим дорогим соотечественникам. Здесь я вырос духовно и определил свое отношение к окружающему миру». Большую часть жизни Тихон Николаевич прожил в Москве, но про малую родину никогда не забывал. Огромную помощь он оказывал в создании Елецкого училища искусств и концертного зала в нем, возрождении драматического театра и присвоении Елецкому пединституту статуса университета.

Я думаю, мы должны гордиться, что судьба подарила нам возможность быть земляками такого человека, как Хренников, и быть его современниками. По свидетельствам людей, знавших его, он был человеком, похожим на свою музыку: мягким, добродушным, жизнерадостным, и любого, кто приходил к нему, окутывала эта атмосфера доброжелательности. В общении был доступен и прост, несмотря на то что перед ним склоняли головы сильные мира сего, а его песни распевала вся страна. Вспомним и «Друга я никогда не забуду...», и «Одержим победу — к тебе я приеду».

Музыка была для него самой жизнью, но далеко ею не исчерпывалась. Более четырех десятилетий он возглавлял Союз композиторов СССР. Утвержденный на роль руководителя Союза по личному распоряжению Сталина, он вступил в эту должность накануне погрома во всей советской культуре. Но композиторов разгром коснулся в наименьшей степени. Занимая высокую административную должность, Хренников уберег музыкантов от тех расправ, которым подверглись почти все творческие союзы страны. Множество знаменитых композиторов, солистов, коллективов обязаны ему своим существованием.

В последние годы Хренников возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России. В Московской государственной консерватории у него был замечательный класс. Ученики разных выпусков обожали своего профессора. Со смертью Тихона Хренникова ушла целая историческая эпоха, связанная с огромным расцветом советской музыки.

Липецкая земля на время фестиваля станет местом, которое объединит всех, кто любит и знает творчество Хренникова. Надеюсь, что фестиваль пройдет на высоком художественном уровне и станет одной из крупнейших культурных акций в память о великом композиторе и великом человеке. В сохранении памяти о таких людях и заключается, в чем я твердо убежден, спасительная сила духовного возрождения России.

С уважением, глава администрации Липецкой области Фестиваль им. М.Т. Хренникова О.П. Королев


ЧЕЛОВЕК НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Есть художники, чья творческая биография с особой рельефностью, даже наглядностью, воплощает и отражает судьбу своего поколения, жизнь своего народа, становится неотделимой частью эпохи. Творчество таких художников добавляет новые краски в извечную проблему взаимоотношения искусства и действительности. Это в полной мере относится к жизни и творчеству великого гражданина, музыканта и человека Тихона Николаевича Хренникова.

Читать далее...

Да, он был поистине велик во всех трех своих ипостасях - композитора, автора шедевров во всех жанрах; выдающегося общественного деятеля, создателя Союза композиторов СССР; и не в последнюю очередь - человека, всю жизнь посвятившего людям.

«Для меня самое святое место на земле - мой родной и любимый город Елец. С ним связаны мое детство и юность. С ним связана жизнь самых дорогих и милых моему сердцу людей. В Ельце прошли мои школьные годы, в нем произошло мое первое знакомство с музыкой, здесь пережил я радость и волнение первых концертных выступлений со своими детскими сочинениями. В этом строгом и трудовом городе впервые рождалось и зрело во мне желание отдать накопившиеся силы моим, дорогим соотечественникам. Здесь, в Ельце, покоряли мое сознание подростка откровения первых больших чувств: юношеская любовь, дружба. Здесь я вырос духовно и определил свое отношение к окружающему миру...

Все, что есть во мне, вся моя деятельность, самая жизнь — отсюда, из Ельца...»

Тихон Хренников

Нет нужды говорить, что имя его известно в мире уже многие десятилетия, что его музыка звучала и продолжает звучать с театральных сцен и концертных эстрад, а главное - запечатлелась в памяти и сердцах сотен тысяч, если не миллионов людей. Личность и творчество Хренникова, как и всякого художника огромного масштаба, вызывали и восторги аудитории, и горячие споры; ему при жизни удалось услышать в избытке и похвалы бесчисленных почитателей его искусства, и хулу далеко не столь многочисленных завистников и снобов. Но теперь, когда минул уже почти год с того дня, когда он ушел от нас, настала пора трезвых и объективных оценок. Пора определить место Тихона Николаевича Хренникова в нашей, да и мировой музыкальной истории.

Хренников - живая легенда нашего искусства, его биография - и человеческая, и творческая - это, по существу, сама история нашей музыки, советской и русской. История, не только прожитая и пережитая им, но и в значительной степени им же творившаяся. Музыка его - неотъемлемая часть этой истории, и каждое его создание - ее важная веха.

Спросим себя: в чем же состоит неотразимая притягательная сила этого композитора? В высоком мастерстве? В неиссякаемом мелодическом даре? В эмоциональной непосредственности? Спору нет, все эти качества присущи его музыке в огромной степени, а сумма их определяет весомость его наследия. Но присутствует в его музыке черта, которую не измерить никакой меркой. Это редкая и удивительная сердечность, неизменно передававшаяся от Хренникова-человека к его музыке. Такое вот единение - огромная редкость. Но, думается,именно это делает его музыку «равно докладной» всем и каждому. Так было всегда, с момента его композиторского дебюта и до самых последних нотных знаков. Да, усложнялся эмоциональный спектр мировосприятия художника, обогащалась его выразительная палитра, приходили человеческая мудрость и музыкантский опыт, но неизменной оставалась , пользуясь выражением академика Б. Асафьева, «смелость интонационной простоты». Вероятно, так происходило потому, что сам характер Хренникова заставлял его идти к людям, жить их думами и мечтами. На этих путях к людям была и его кипучая общественная деятельность, и все его творчество, на перекрестках современности -лучшее, что им создано.

«Я считаю, что во все времена любители музыки ожидали от композиторов произведений, в которых простота, эмоциональная яркость, взволнованность сочетались бы с глубиной, видения явлений жизни... Не знаю, не представляю себе большего счастья, чем быть услышанным и понятым своим народом.. Быть человеком своей эпохи, отображать ее ярко, глубоко, доходчиво, достойно великих свершений народа - вот что считаю я главным в творчестве художника».

Тихон Хренников

Вся богатая событиями и свершениями жизнь патриарха нашей музыки проходила на глазах миллионов соотечественников. И, несмотря на это, его биография обросла немалым количеством мифов. Сейчас, в пору окончательного подведения итогов, просто необходимо их развеять. И все же, думается, начать нужно с музыки, с того, что мастер оставил в наследство нам и, убежден, многим следующим за нами поколениям. Ибо музыка была главным делом его жизни.

Ныне уже неоспоримо: Тихон Хренников - классик русской и мировой музыки, один из тех, кто продолжал и развивал в XX веке ее могучие и непрерываемые традиции. Но вдумаемся: что такое вообще «классик», «классика» - слова, которые мы так часто употребляем к месту и не к месту? Если верить толковым словарям, эти термины обозначают «образцовые и общепризнанные явления искусства, имеющие непреходящую ценность для мировой и национальной культуры». Таковы, бесспорно, и творения этого мастера.

Впрочем, не будем голословными, сошлемся на беспристрастного судью (а чаще всего и «судебного исполнителя») - Время. Путь Хренникова-композитора длился почти три четверти века. Как показывает практика, срок вполне достаточный, чтобы опровергнуть или утвердить первоначальное восприятие и оценку любого произведения искусства. И то немногое, что остается жить, принадлежит перу лишь самых выдающихся корифеев. Случайностей крайне мало. Так вот каждое исполнение лучших творений Хренникова подтверждает его принадлежность именно к этой когорте избранных. Его музыка живет и будет жить.

«Тихон Хренников обладает свежестью мелодического дара, его музыка проникнута непосредственной простотой и выразительностью».

Владимир Немирович-Данченко

Творческое наследие композитора весомо и многообразно. Здесь едва ли уместно добавлять к множеству уже написанных биографических очерков и творческих портретов еще один, подробно перечислять и анализировать все его сочинения. Однако уместно напомнить, что талант Хренникова, его самобытный голос были услышаны и признаны уже в самом начале его самостоятельного пути - еще в 30-х годах прошлого века! Стоит, пожалуй, назвать хотя бы некоторые вехи его творческого пути. Стоит тем более, что в этом году, по сути дела, можно отметить еще один юбилей - 75 лет со дня премьеры его Первого фортепианного концерта, сразу заставившего любителей музыки запомнить имя молодого автора, тогда еще студента Московской консерватории.

Концерт захватил аудиторию Большого зала прежде всего своей жизнерадостностью, динамизмом, лирической проникновенностью и мелодической свежестью. Эти же качества два года спустя определили и успех его Первой симфонии (дипломной работы!), которая беспрецедентно быстро получила мировое признание. Ее московская премьера состоялась под управлением знаменитого Георга Себастьяна, а затем симфонию включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Первым из них был великий Леопольд Стоковский, который предварил Филадельфийскую премьеру такими словами: «В России изменилось все, но русский характер, русская натура остались прежними...» За ним последовали Юджин Орманди, Герман Адлер, Вилли Ферреро, Шарль Мюнш; позднее среди ее вдохновенных интерпретаторов был и Евгений Светланов.

«Опера Тихона Хренникова «В бурю» является самым талантливым выражением того направления в советской опере, которое справедливо стремилось противопоставить непосредственное восприятие и прямоту и здравость человеческого чувства тем стилям музыки, где интеллектуализм ради интеллектуализма, слишком много предоставляя в искусстве логическому разуму, безгранично усложнял и утончал элементы оперы... Я считаю, что свежее других, цельнее и прямее обобщил желанное стремление к простоте в музыке как отражению этического прямодушия Хренников».

Борис Асафьев

Еще одна отметина - Вторая симфония, написанная в разгар войны и ставшая одним из самых волнующих откликов на нее в музыке. Причем откликом не монументально-философским, как у Шостаковича, не эпическим, как у Прокофьева, а лирико-драматическим, глубоко личным, всецело обращенным к свету грядущей победы.

Спустя много лет родилась Третья симфония, поразившая слушателей свежестью выразительных средств и новаторством языка и формы. Выяснилось, что и мастер старшего поколения способен воспринимать и творчески претворять новейшие приемы композиторского письма.

«Мы всем коллективом были почти влюблены в нашего нового, удивительно органичного природе драматического театра композитора. В нем нас радовало все: богатство фантазии, творческое своеобразие, чувство стиля и формы, русская основа, комсомольское сердце».

Наталия Сац

Нельзя не остановиться на необычайно плодотворной работе Хренникова в обогащении репертуара для солирующих инструментов с оркестром. Четыре фортепианных, два скрипичных (плюс еще сюита из трех пьес) и два виолончельных концерта стали ее весомыми плодами. Хренников когда-то заметил, что в жизни ему всегда «везло на людей». Но к данному случаю это едва ли применимо: ни дружба, ни положение автора не могли заставить выдающихся артистов исполнять музыку, которая была бы им не по душе или не по рангу. А среди них были такие выдающиеся музыканты, как уже упоминавшийся Светланов, Кирилл Кондрашин, Франц Конвичный, Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Игорь Ойстрах, Михаил Хомицер, Лазарь Берман, Владимир Крайнев, Евгений Могилевский, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Вадим Репин и многие, многие другие. Естественно, что самым лучшим интерпретатором фортепианных концертов долгие годы оставался сам автор, воспитанник московской пианистической школы, ученик Генриха Нейгауза...

«Как жалко, что Тихон Хренников не может творить на Западе. Голливуд бы сделал из него миллионера».

Нино Рота


ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ Т.Н. ХРЕННИКОВА

10 июня

г. ЕЛЕЦ, Площадь Ленина 16.00
ОТКРЫТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ им. Т.Н. ХРЕННИКОВА. В ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ:

Народный артист СССР Владимир Зельдин Народная артистка России Лариса Голубкина Народный артист России Заур Тутов Народный артист России Федор Чеханков Заслуженный артист России Леонид Серебрянников
  
Тихон Хренников Владимир Орлов Сергей Урюпин Игорь Балабанов

Оксана Богословская Воронежский академический симфонический оркестр Театр танца «Эльта»

«Тихон Николаевич Хренников — редкий бриллиант музыкального искусства, поражающий своим многогранным талантом.
Это тот редкий случай, когда с уверенностью можно сказать, что, за что бы человек ни взялся, все получалось у него удивительно красиво и гармонично. В свои мелодии Тихон Николаевич вкладывал частицы души, и, наверное, поэтому его сочинения — от оперы до эстрадной песни, пронизаны каким-то особенным чувством прекрасного»

Народный артист СССР Лев Лещенко

«Я как композитор завидую, в хорошем смысле слова, «Песне артиллеристов». Очень мощная песня. Вся его музыка — наше культурное наследие»

Народная артистка СССР Александра Пахмутова

«Приветствую родину великого русского композитора Тихона Николаевича Хренникова - замечательный город Елец. Надеюсь, что фестиваль памяти Тихона Николаевича станет ежегодным. Мы нечасто встречались с Тихоном Николаевичем, но я всегда чувствовала, что он верит в меня. Кроме того, он мне очень помог. А сегодня его правнук — Тиша Хренников — один из любимых моих исполнителей. Он очень талантливый и одаренный юноша. Вот вам и связь времен»

Народная артистка СССР, заслуженный деятель искусств России Людмила Лядова

Церемония открытия проходит при поддержке ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «МУЗЫКАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО»

Учащиеся Детской школы искусств № 4 им. Л. Соколовой

«Воронежские девчата» Заслуженная артистка
России Евгения Сегенюк

Оксана Подольская, Оркестр народных инструментов Елецкого

Оксана Родионова государственного училища искусств им. Т.Н. Хренникова

Г.ЛИПЕЦК 20.00
Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого
Концерт Роберто Аланьи (Франция) в сопровождении оркестра Musica viva Дирижер - заслуженный артист России Александр Сладковский Ведущий концерта - заслуженный деятель искусств Святослав Белза

п. ДОБРИНКА 18.00
I ОТДЕЛЕНИЕ - Липецкий духовой оркестр Солисты: Валерий Миков и Олег Сапрыкин
II ОТДЕЛЕНИЕ - Ведущие солисты Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова: Мария Ефанова (сопрано), Дмитрий Пьянов (тенор), Игорь Головатенко (баритон) Партия фортепиано - народный артист РФ Михаил Банк

с. ХЛЕВНОЕ 12.00
Государственный Академический хор им. А.В. Свешникова Художественный руководитель и главный дирижер - народный артист России Борис Тевлин

г. ЗАДОНСК 18.00
Государственный Академический хор им. А.В. Свешникова Художественный руководитель и главный дирижер - народный артист России Борис Тевлин

11 ИЮНЯ


с. ВОЛОВО 12.30

с. ВОЛОВО 12.30
I ОТДЕЛЕНИЕ - Липецкий государственный оркестр русских народных инструментов Художественный руководитель и главный дирижер - заслуженный артист России Олег Федянин. Солисты: заслуженный артист России Александр Короткое, Нина Логинова, заслуженная артистка России Любовь Концова

II ОТДЕЛЕНИЕ - Ведущие солисты Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова: Мария Ефанова (сопрано), Дмитрий Пьянов (тенор), Игорь Головатенко (баритон) Партия фортепиано - народный артист РФ Михаил Банк

с. ДОБРОЕ 14.00
I ОТДЕЛЕНИЕ - Концерт детско-юношеской филармонии и солистов академии искусств Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова

II ОТДЕЛЕНИЕ - «Новый русский квартет»

п. г. т. ЛЕВ ТОЛСТОЙ 18.00
I ОТДЕЛЕНИЕ - Липецкий камерный хор
II ОТДЕЛЕНИЕ - ВИА «Cherryпаха»

с. ДОЛГОРУКОВО 18.00
I ОТДЕЛЕНИЕ - Концерт студентов Елецкого государственного училища искусств им. Т.Н. Хренникова
II ОТДЕЛЕНИЕ - Музыкальная программа «И не только романсы...» Заслуженная артистка России Ольга Прокофьева, заслуженный артист России Леонид Серебрянников, артист Московского Академического театра им. Владимира Маяковского Виталий Гребенников

с. ТЕРБУНЫ 18.00
I ОТДЕЛЕНИЕ
II ОТДЕЛЕНИЕ - Народный артист России Заур Тутов

г. ЕЛЕЦ 18.00
Омский государственный музыкальный театр Спектакль «В шесть часов вечера после войны» на музыку Т.Н. Хренникова

с. СТАНОВОЕ 18.00
Липецкий симфонический оркестр
Солист — народный артист России Ренат Ибрагимов

12 ИЮНЯ

с. ИЗМАЛКОВО 12.00
Омский государственный музыкальный театр Детский оперный спектакль «Теремок»

г. ГРЯЗИ 18.00
I ОТДЕЛЕНИЕ - Липецкий государственный оркестр русских народных инструментов Солисты: заслуженный артист России Александр Короткое, Нина Логинова, Ольга Чиркова.

II ОТДЕЛЕНИЕ - «Новый русский квартет»

г. УСМАНЬ 18.00
Липецкий симфонический оркестр Солист — Михаил Давыдов (тенор)

с КРАСНОЕ 18.00
I ОТДЕЛЕНИЕ - Липецкий джазовый коллектив Солисты: Наталья Агаркова и Валерий Миков
II ОТДЕЛЕНИЕ - Ансамбль «Бабье лето»

г.ЛИПЕЦК 19.00
Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого. Биг-бэнд Георгия Гараняна Ансамбль «Мелодия»

13 ИЮНЯ

ЛИПЕЦКИЙ РАЙОН с. НОВАЯ ДЕРЕВНЯ 18.00
I ОТДЕЛЕНИЕ - Концерт эстрадного отделения Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова. Солистка — Наталья Агаркова
II ОТДЕЛЕНИЕ - ВИА «Cherrynaxa»

г. ЧАПЛЫГИН 18.00
I ОТДЕЛЕНИЕ - Заслуженная артистка России Зинаида Карандакова (сопрано), Сергей Блинков (баритон), Евгений Кочетов (аккордеон), Александр Забабуркин и Максим Шаталкин, «Л-с трио»

II ОТДЕЛЕНИЕ - Ансамбль «Бабье лето»

г. ЛЕБЕДЯНЬ 18.00
ВИА «Песняры» (Беларусь)