1988-1998 гг.

Директором филармонии и ее художественным руководителем назначен Ларь­ков Владимир Дементьевич (с 1988 г. по 1998 г.).

За данный период времени с успехом прошли IV(1989 г.), V(1991 г.), VI(1993 г.) и VII (1995 г.) фестивали «Композиторы России - трудящимся Липецкой области», взяв­шие старт в 1977 г.

В 1998 г. по инициативе филармонии и при поддержке областного управления культуры прошли в Липецке и в Ельце авторские концерты Т.Н. Хренникова в свя­зи с 85-летием композитора, в котором приняли участие народный артист СССР Л.Болдин (бас), лауреат международных конкурсов, пианист А. Шелудяков, лауре­ат международных конкурсов, скрипач М. Федотов, певица И. Зоткина, симфони­ческий оркестр Липецкой филармонии (дирижер - Г. Оганезов).

Липецкое трио баянистов становится лауреатом ряда Всесоюзных и междуна­родных конкурсов и фестивалей в Белоруссии, Вильнюсе, ГДР, Болгарии, Польше, Италии, Китае, Москве, Краснодаре.

Артист филармонии А. Харламов - участник Международного конгресса иллю-зианистов (1996 г.), посвященного 850-летию Москвы.

В 1988 г. создается ансамбль русских народных инструментов «Мозаика» (рук. - Е. Анискин, с 1990 г. - А. Ролдугин).

В 1990 г. на базе филармонии создается ансамбль народного танца «Казаки России». С 1991 г. работает Ж.С. Коваль (зам. директора по концертной работе). С 1992 г. в штате филармонии начинает работать талантливый лектор-музы­ковед Н. Сосновская и джазовый пианист И. Верещагин; с 1994 г. при непос­редственном содействии Липецкой филармонии начинает проходить в области

Стоп-кадр

Ансамбль танца «Казаки России» (художествен­ный руководитель и главный балетмейстер ансамб­ля - заслуженный артист России Леонид Милованов) был создан в 1990 г. при Липецкой филармонии и напрямую связан с возрождением традиций народ­ного творчества, бывших под запретом долгие деся­тилетия. Презентация ансамбля состоялась в Москве, на сцене Государственного концертного зала «Рос­сия» 30 октября 1991 г. Уже первые выступления коллектива привлекли внимание общественности необычной направленностью творческого поиска, связанного с развитием и пропагандой казачьих песенно-танцевальных традиций.

Рождение коллектива на Липецкой, исконно рус­ской земле - факт сам по себе симптоматичный. На долгие годы оказались забыты страницы в истории Липецкого края, связанные с освоением казачеством нашей земли. Возвращаясь к ним сейчас, мы откры­ваем самобытный, малоизученный пласт в культуре народов России.

Сегодня «Казаки России» - государственный ансамбль танца мирового уровня, состо­ящий из 50 артистов, исполняющих динамичную и захватывающую дух концертную про­грамму, которая не раз восхищала любителей искусства казачьими песнями, танцами и инструментальными композициями.

Известный своей артистичностью, ансамбль «Казаки России» выступает с энергией и блеском. Калейдоскоп сменяющихся танцев, оригинальное сочетание хореографического рисунка и пластики, костюмов создают впечатление яркого, красочного представления.

Коллектив ежегодно приглашается на престижные фестивали фольклорных коллек­тивов России: «Фольклорная весна», «Казачий круг», «Русская зима» (Москва), «Славян­ский базар» (Витебск); выступает на ведущих сценах столицы: в Центральном государс­твенном концертном зале «Россия», в Концертном зале им. П.И. Чайковского, Концертном зале Кремлевского Дворца съездов, МХАТе им. А.М. Горького, Театре им. Моссовета.

Государственный ансамбль танца «Казаки России» - постоянный участник междуна­родных фестивалей фольклорного творчества в Испании, Италии, Греции, Югославии, Португалии, Франции, Великобритании. Любовь, преданность искусству и энтузиазм в деле возрождения уникального культурного наследия - вот движущая сила Государствен­ного ансамбля танца «Казаки России».

Дарить людям радость - именно в этом видит свое призвание прославленный коллек­тив и его художественный руководитель и балетмейстер, заслуженный артист России Леонид Милованов. В настоящее время «Казаки России» являются самостоятельной творчес­кой организацией, вышедшей из состава ГУК «Липецкая областная филармония» .

Стоп-кадр

В истории Липецкой государственной филар­монии трудно найти другое имя, которое могло бы соперничать с именем Галины Григорьевны Маркеловой как по творческому долголетию, так и по неисто­щимой активности организатора концертной работы.

Вся ее более чем 34-летняя творческая жизнь связана с коллективом Липецкой филармонии: артистка ори­гинального жанра (1964-1986 гг.), администратор, а с 1992 г. она совмещает эту должность с обязаннос­тями заведующей постановочной частью коллекти­ва Государственного ансамбля танца «Казаки Рос­сии».

Любители эстрадного искусства нашей страны и сейчас помнят молодую, красивую, эмоциональную Галину Маркелову как интересную, разностороннюю артистку, дарование которой проявилось в оригиналь­ном жанре. Шуточный танец «в стиле степ» с куклой Кузей и уникальный пластический этюд «Человек-змея» с розочкой, которые она исполняла много лет назад, помнят до сих пор.

Ее небольшие пластические номера - простые, лиричные, сер­дечные - с самого первого показа находили путь к сердцам зрителей благодаря присущей артистке искренности высказывания, столь близкой нашему народу. Недаром в Москве, Ленинграде, Риге, Красноярске и многих других уголках страны, будь то сельский клуб, строительная площадка или Театр эстрады и концертный зал «Октябрьский», ее выступ­ления пользовались огромным успехом.

Каждый ее номер был свидетельством того, насколько акробатика приближается к балетной эстетике и может стать основой подлинного искусства. Хотя артистка и оста­валась верна всю свою творческую жизнь спортивно-развлекательному стилю, ее при­влекали номера постановочные, выражающие, прежде всего, человеческие чувства, которые в синтезе с музыкой и танцами приобретают особое эмоциональное звучание. Решению этой задачи помимо мастерства артиста должна способствовать и талант­ливая режиссура.

Поэтому уже известная, более чем с 10-летним стажем работы, Галина Маркелова была направлена в 1975 г. администрацией филармонии на учебу в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, где ей довелось работать над новыми номерами с такими известными режиссерами в истории эстрады, как М. Харито­нов, Ю. Гусаков, С. Каштелян. Провинциальную артистку заметили. Ее приглашал Игорь Кио в свой известный аттракцион «Мюзик-холл», звали в Ленинградскую филармонию и даже в Париж. Но Маркелова никогда не изменяла любимому жанру. А пластико-акробатический этюд стал ее амплуа и своеобразной визитной карточкой.

Оставив в 1986 г. сцену, Г. Маркелова перешла на должность администратора и с присущей ей неистощимой энергией занялась новым для нее делом - организацией концертов. Благодаря ее кропотливой работе, личным контактам со знаменитыми пев­цами, композиторами, музыкантами (Т.Н. Хренниковым, А.Пугачевой, Т. Пономаренко и мн.др.) заметно поднялся уровень обслуживания зрителей, совершенствовались формы концертной работы.

Трудно переоценить ее вклад в организацию фестивалей «Композиторы России - Липецкой области» в 1970-е, 80-е, 90-е гг. Галина Григорьев­на была одной из первых, кто поддержал инициативу создания при филармонии ан­самбля танца «Казаки России», и уже как опытный администратор она представляла коллектив 30 октября 1991 г. в Москве в Центральном концертном зале «Россия».[34] «Администратор - это не профессия, а особый тип людей, - говорит Галина Григорь­евна. - Чтобы им быть, нужно родиться с хорошими организаторскими способностя­ми, задатками психолога и быть запрограммированным на человеколюбие».

Вся работа, которую принято называть рутиной, - на ее плечах: заключение дого­воров, билеты, забота о реквизите и экипировка артистов, их бытовые условия жизни, улаживание всех формальностей — все это лежит на хрупких, но тем не менее сильных плечах этой всеми любимой женщины.

Начиная с первых лет рождения «Казаков России» (1990 г.), Галина Григорьевна всегда в гуще общественной жизни коллектива. Ее уникальная природная одарен­ность, высокая профессиональная квалификация и организаторские способности позволили ансамблю успешно выступать во всех районах Липецкой области, во многих городах России, в г. Минске, г. Киеве, а также на престижных фестивалях фольклорных коллективов во Франции, Португалии, Испании, Греции, Югославии.

За многолетний труд в учреждениях культуры и искусства Г. Г. Марке лова была награждена в разные годы значком Министерства культуры СССР «За отличную работу» и медалью «Ветеран труда». В 2002 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры России».

Гастрольная афиша

Лауреат международных конкурсов Рузанна Лисициан (сопрано)

Заслуженный артист РСФСР Валерий Кастельский (фортепиано)

Народная артистка СССР Валентина Левко (сопрано)

Лауреат международных конкурсов Елена Гилельс (фортепиано)

Народный артист СССР Алексей Наседкин (фортепиано)

Лауреат международных конкурсов Евгений Могилевский (фортепиано)

Лауреат международных конкурсов Павел Егоров (фортепиано)

Государственный квартет им. С. Прокофьева

Заслуженный артист России Наум Штаркман

Лауреат международных конкурсов Мария Гамбарян (фортепиано)

Заслуженные артистки России Карина и Рузанна Лисициан

Заслуженный артист России Важа Чачава (фортепиано)

Народная артистка СССР Елена Образцова (сопрано)

Государственный балет ГАБТа

Народный артист СССР Муслим Магомаев (баритон)

Народная артистка России Тамара Синявская (сопрано)